вул. Кіжаватава, 10/1 224001 г. Брэст
csm@csmbrest.by
Версія для слабавідушчых

СТБ ISO 9001

В настоящее время репутация организации в области качества становится решающим фактором в способности конкурировать как на внутреннем, так и на международном рынке.

Постоянно меняющиеся условия рынка требуют от руководства предприятия тщательного стратегического планирования и управления рисками. Сегодня уже недостаточно простого выполнения стандартов на выпускаемую продукцию. Условием успеха является внедрение эффективных систем менеджмента качества.

Система менеджмента качества – это система, обеспечивающая эффективную работу предприятия, в том числе и в области управления качеством выпускаемой продукции (оказываемых услуг).

Система менеджмента качества является показателем надежности и возможности предприятия производить продукцию (оказывать услуги) не только в соответствии с законодательными требованиями, но и с индивидуальными требованиями заказчика, который является главным действующим лицом.

На основе анализа мировой практики и ситуации в Беларуси можно выделить основные действующие и потенциально возможные факторы, побуждающие предприятия к внедрению системы менеджмента качества, соответствующей международным стандартам ISO 9001.

Эти факторы можно разделить на следующие основные группы:

1. Организационные

1.1. Среди основных стандартных функций управления любым предприятием от 60 до 70 процентов прямо связаны с менеджментом качества в понимании международного стандарта ISO 9001. Таким образом, внедрение системы менеджмента качества может стать первым и самым большим шагом в деле создания на предприятии сильного современного управления – основного условия успехов в новой экономической среде.

1.2. Неопределенность в распределении ответственности и полномочий негативно сказывается на эффективности работы предприятия, вызывая постоянные сбои в протекании производственных процессов и создавая конфликтные ситуации в коллективе. Четкое распределение ответственности и полномочий является основой системы менеджмента качества и создает предпосылку для вовлечения всех сотрудников в процесс менеджмента качества на предприятии.

1.3. При эффективном внедрении ISO 9001 устанавливается баланс процессов и функций, позволяющий скоординировать работу всего предприятия и направить ее в русло достижения поставленных целей. На основе достигнутого баланса процессов и функций строятся внутренние связи между подразделениями, являющиеся основой системы менеджмента качества.

1.4. Оптимальная номенклатура и объем делегируемых полномочий, баланс ответственности и полномочий, согласованное взаимодействие процессов и функций и прочий инструментарий, предлагаемый ISO 9001, позволяет кардинально улучшить управляемость предприятием и изменить роль высшего руководства, сосредоточив его внимание на стратегическом управлении. Этим достигается новое качество во всем: в проектировании и организации закупок, освоении эффективных технологий производства и маркетинга, управлении персоналом и т. д.

2. Экономические

2.1. Снижение вероятности рисков и связанных с ними имущественных, человеческих потерь, объемов штрафов и платежей компании. Предупреждение рекламаций и связанных с ними потерями (трудозатрат, деловой репутации и клиентов) является важнейшим примером реализации принципа системы менеджмента качества в понимании стандарта ISO 9001 – «предупреждать лучше, чем исправлять!».

2.2. Четкое распределение ответственности и полномочий, установление целей в области качества, реализация принципа лидерства и продуманная система мотивации сотрудников позволяют повысить вовлеченность всех сотрудников, улучшить психологическую обстановку в коллективе и повысить производительность труда.

2.3. Внедрение требований международного стандарта ISO 9001 по системе менеджмента качества содействуют сокращению «брака» в работе управленческого аппарата. По западным оценкам от 20 % до 40 % трудозатрат уходят в «корзину» даже на удовлетворительно работающих предприятиях. По оценкам специалистов эффективное внедрение системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001 позволяет в течение 3-х лет в среднем в 2 раза сократить суммарные издержки только по проблеме качества.

2.4. Анализ рыночной практики показывает, что при выборе поставщика важнейшими факторами являются качество – первое место, стабильность поставок – второе место, известность – третье, а цена лишь на четвертом месте. При этом возможен также рост цены на продукцию или услугу, который обеспечивается PR акциями и конкретными примерами совершенствования бизнеса до и после внедрения системы менеджмента качества.

3. Репутационные

3.1. Улучшение репутации в глазах всех заинтересованных сторон (потребители, поставщики и партнеры (включая инвесторов), собственники, персонал, общество в целом). Удовлетворение потребителей и других заинтересованных сторон является задачей системы менеджмента качества и реализацией принципа менеджмента качества «ориентация на потребителя».

3.2. Достижение приверженности потребителей является основой маркетинговой стратегии предприятий, стремящихся к успешной долгосрочной работе на рынке. Система менеджмента качества через достижение удовлетворенности потребителя помогает завоевывать и поддерживать приверженность потребителей и вносит существенный вклад в построение брэнда.

3.3. Повышение лояльности сотрудников, улучшение психологического климата, участие персонала в деле обеспечения качества всех производственных процессов (от анализа спроса до технического обслуживания) на всех уровнях, от рядовых исполнителей до членов администрации единственный выход для предприятия в условиях отсутствия внешних ресурсов. Привлечение персонала является задачей системы менеджмента качества и реализацией принципа менеджмента качества «привлечение персонала». На этом пути Япония и Германия после II Мировой войны, а Чехия и Венгрия в последние годы сумели за короткое время достичь успехов в экономике.

3.4. Улучшение отношений с поставщиками. В современных экономических условиях на рынке конкурируют не отдельные компании, а цепочки производителей. Эффективное внедрение системы менеджмента качества, реализующей принцип «менеджмент взаимоотношений», позволяет построить эффективную партнерскую систему взаимодействия с поставщиками, сократить издержки, и, в конечном счете, повысить конкурентоспособность конечной продукции.

4. Стратегические

4.1. Преемственность знаний и опыта сотрудников, трансформация знаний и опыта сотрудников в интеллектуальный потенциал компании. Документация, разрабатываемая при внедрении системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001, аккумулирует в себя накопленный компанией положительный опыт управления и обеспечивает его преемственность. В документации находит отражение также совершенствование управленческой практики, происходящее в процессе развития системы менеджмента качества в соответствии с принципом непрерывного улучшения. Таким образом, компания имеет возможность преобразовать знания и опыт, носителями которого являются отдельные сотрудники, в нематериальный актив компании и обеспечить его оптимальное использование.

4.2. Повышение рыночной стоимости (капитализация) через рост нематериальных активов компании. Рыночная стоимость компании (капитализация), по оценкам современных экономистов, является наиболее комплексным показателем успешности работы компании на рынке, охватывающим все стороны ее деятельности. Существенной, а в ряде случаев, доминирующей ее составляющей являются нематериальные активы компании. Эффективное внедрение системы менеджмента качества увеличивает нематериальные активы компании, как за счет стоимости торговой марки добросовестного товаропроизводителя, так и за счет роста оборота (рост цены высококачественной продукции, завоевание новых потребителей, освоение новых рынков сбыта, где без сертификата на систему менеджмента качества продажи затруднены или исключены и т. п.).

Сертификация системы менеджмента качества дает предприятию ряд дополнительных преимуществ в борьбе за рынок:

  • во-первых, при участии в тендерах, конкурсах и при заключении контрактов, предпочтение отдается организациям, имеющим сертифицированную систему менеджмента качества;
  • во – вторых, установление государством в Беларуси и других странах порядка обязательного лицензирования (аттестации) отдельных видов деятельности, производства продукции и услуг требует наличия сертифицированных систем менеджмента качества;
  • в- третьих, сертификация системы качества приводит к увеличению доверия со стороны инвестиционных и юридических компаний, контролирующих и других организаций, с которыми взаимодействует предприятие в процессе своей деятельности;
  • в – четвертых, наличие сертификата ISО 9001 ведет к реальному снижению расходов на страхование предприятий и значительно облегчает получение ими кредитов, так как страховые компании, банки однозначно признают сертифицированные компании более надежными, а риски вложения в них средств – низкими.

Для потребителей и партнеров наличие на предприятии сертифицированной системы менеджмента качества создает уверенность в том, что они приобретут продукцию (услугу) того качества, которое заранее было оговорено, в установленные сроки и в необходимом объеме.

Информация о предприятиях, сертифицировавших системы менеджмента в органе по сертификации систем менеджмента РУП «Брестский ЦСМС», приведена в Реестре Скачать.

Напишите нам