вул. Кіжаватава, 10/1 224001 г. Брэст
csm@csmbrest.by
Версія для слабавідушчых

Сертификация систем менеджмента

Орган по сертификации систем менеджмента РУП «Брестский ЦСМС» аккредитован в Национальной системе
подтверждения соответствия Республики Беларусь с 2003 года, аттестат аккредитации № ВУ/112 004.01, действует до
15.06.2026.

Орган по сертификации систем менеджмента проводит работы по сертификации:

  • систем менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2015;
  • систем управления безопасностью пищевых продуктов на основе анализа опасностей и критических контрольных точек
    (НАССР) на соответствие требованиям СТБ 1470-2012;
  • систем менеджмента безопасности пищевых продуктов на соответствие требованиям СТБ ISO 22000-2020;
  • системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности (OH&S) на соответствие
    требованиям СТБ ISO 45001-2020.

Орган по сертификации РУП «Брестский ЦСМС» проводит сертификацию систем менеджмента в соответствии с
областью аккредитации.

При проведении работ по сертификации систем менеджмента орган по сертификации:

  • обеспечивает конфиденциальность информации, полученной при проведении работ по сертификации систем
    менеджмента;
  • гарантирует беспристрастность при проведении работ по сертификации и не допускает коммерческого, финансового или
    иного давления на организацию-заявителя.

Порядок сертификации систем менеджмента

Сертификация систем менеджмента осуществляется в соответствии с Правилами подтверждения соответствия Национальной
системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденными постановлением Государственного комитета по
стандартизации Республики Беларусь от 25 июня 2017 г. № 61.

Для сертификации системы менеджмента организация-заявитель подает заявку на сертификацию системы менеджмента и
представляет документы системы менеджмента с исходной информацией и анкетой-вопросником.

Формы заявки и анкеты-вопросника, состав исходной информации, необходимой для проведения сертификации системы
менеджмента (СМК, НАССР, СМБПП, OH&S), размещены на сайте в разделе «Сертификация систем менеджмента/ Образцы документов для сертификации» .

Орган по сертификации в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявки проводит анализ заявки и исходной
информации. На основании анализа заявки и исходной информации орган по сертификации определяет основные условия
сертификации и доводит их до организации – заявителя.

При отсутствии в области аккредитации заявленной области сертификации, орган по сертификации письменно информирует
организацию-заявителя о невозможности проведения работ по сертификации системы менеджмента.

При согласии организации-заявителя с основными условиями сертификации системы менеджмента между органом по
сертификации и организацией – заявителем заключается договор на проведение работ по сертификации системы
менеджмента и соглашение по сертификации, в котором устанавливается обязательства организации-заявителя и органа по
сертификации.

На основании заключенного договора орган по сертификации разрабатывает программу аудитов системы менеджмента с целью
определения работ по аудитам, необходимым для подтверждения того, что система менеджмента организации-заявителя
отвечает всем техническим требованиям документа, на соответствие которому планируется проведение сертификации
системы менеджмента, в течение всего срока действия сертификата соответствия.

Программа аудитов разрабатывается таким образом, чтобы в течение всего срока действия сертификата соответствия было
проверено соответствие системы менеджмента всем требованиям документа, устанавливающего технические требования, на
соответствие которому проводится сертификация системы менеджмента, а также были проверены все структурные
подразделения, в том числе обособленные структурные подразделения и объекты выполнения работ, оказания услуг
(площадки, участки и др.).

Первичная сертификация систем менеджмента

Первичная сертификация системы менеджмента проводится в два этапа.

Аудит на первом этапе проводится с целью оценки готовности организации-заявителя к проведению аудита на втором
этапе.

Аудит проводится с посещением организации-заявителя.

По результатам аудита на первом этапе орган по сертификации в течение 10 рабочих дней после проведения
заключительного совещания предоставляет организации-заявителю письменный отчет по аудиту.

При выявлении проблемных областей и/или замечаний по документам системы менеджмента, организация-заявитель должна
устранить выявленные проблемные области и/или замечания по документам системы менеджмента в срок, обеспечивающий
проведение аудита на втором этапе сертификации системы менеджмента, не превышающий 90 календарных дней после
окончания аудита на первом этапе (для СМБПП – не более 6 месяцев).

Об устранении выявленных проблемных областей и/или замечаний к документам системы менеджмента организация-заявитель
письменно уведомляет орган по сертификации (предоставляет отчет об устранении проблемных областей и/или несоответствий по документам системы менеджмента)  и предоставляет подтверждающие документы.

Если организацией–заявителем не устранены в установленные сроки проблемные области и/или несоответствия по
документам системы менеджмента, орган по сертификации письменно информирует заявителя о прекращении работ по
сертификации в рамках заключенного договора на проведение работ по сертификации.

Организация-заявитель имеет право подать новую заявку на сертификацию системы менеджмента после устранения проблемных
областей.

Аудит на втором этапе сертификации проводится с целью оценки степени внедрения системы менеджмента, включая ее
результативность. Аудит на втором этапе проводится непосредственно в организации–заявителе.

По результатам аудита на втором этапе орган по сертификации в течение 10 рабочих дней после проведения
заключительного совещания предоставляет организации-заявителю письменный отчет по аудиту.

При выявлении несущественных несоответствий, организация-заявитель должна устранить выявленные несоответствия в срок,
не превышающий 30 календарных дней после окончания аудита на втором этапе, и предоставить в орган по сертификации отчет об устранении несоответствий . Способ проверки результативности корректирующих мероприятий,
направленных на устранение выявленных несоответствий (по представленным документальным свидетельствам или с
проведением дополнительного аудита) отражается органом по сертификации в отчете по второму этапу сертификационного
аудита.

Если при проведении второго этапа сертификационного аудита выявлены существенные несоответствия или организацией–заявителем
не устранены в установленные сроки несущественные несоответствия, орган по сертификации письменно информирует
заявителя о прекращении работ по сертификации в рамках заключенного договора на проведение работ по
сертификации.

Организация-заявитель имеет право подать новую заявку на сертификацию системы менеджмента после устранения выявленных
несоответствий. При этом сертификационный аудит будет проводиться в полном объеме (в два этапа).

Принятие решения о выдаче сертификата соответствия на систему менеджмента

Решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия принимает Совет по сертификации органа по сертификации в
срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента предоставления организацией-заявителем свидетельств об устранении
всех несоответствий.

Руководитель команды по оценке докладывает на Совете по сертификации о результатах аудита и возможности выдачи или
отказе в выдаче сертификата соответствия.

Специалисты, участвовавшие в аудите по сертификации системы менеджмента, не принимают участие в принятии решения о
выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия.

О принятом решении орган по сертификации информирует организацию-заявителя (предоставляет копию решения Совета по
сертификации).

Для регистрации сертификата соответствия на систему менеджмента, на основании решения Совета по сертификации о выдаче
сертификата соответствия, орган по сертификации вносит информацию в Реестр Национальной системы подтверждения
соответствия Республики Беларусь в соответствии с Правилами ведения Реестра Национальной системы подтверждения
соответствия Республики Беларусь, утвержденными постановлением Государственного комитета по стандартизации
Республики Беларусь от 26 апреля 2017 г. № 31.

Выдача сертификата соответствия на систему менеджмента

Для выдачи сертификата соответствия организация-заявитель предоставляет в орган по сертификации заявление на выдачу сертификата соответствия.

Сроки выдачи и действия сертификата соответствия на систему менеджмента, перечень документов (сведений),
предоставляемых для их выдачи, определены единым перечнем административных процедур, осуществляемых органами и иными
организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сертификат соответствия на систему менеджмента оформляется на бланке сертификата соответствия по форме приложения 12
к Правилам подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Орган по сертификации ведет Реестр Скачать сертифицированных им систем менеджмента.

Применение знака соответствия и сертификата соответствия на систему менеджмента.

Орган по сертификации требует, чтобы организация-владелец сертификата на систему менеджмента использовала сертификат
соответствия и знак сертификации системы менеджмента в соответствии с Правилами подтверждения соответствия в
Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь и строго в той области деятельности, на которую
получен сертификат соответствия и в течение срока действия сертификата соответствия.

Периодическая оценка сертифицированной системы менеджмента

Периодическая оценка сертифицированной системы менеджмента проводится с целью обеспечения поддержания владельцем
сертификата документально удостоверенного соответствия системы менеджмента техническим требованиям документа,
указанного в сертификате соответствия.

Аудит при периодической оценке системы менеджмента проводится на основании договора, заключаемого между органом по
сертификации и организацией-владельцем сертификата на систему менеджмента.

Орган по сертификации осуществляет плановую периодическую оценку сертифицированной системы менеджмента в течение
всего срока действия сертификата соответствия. Планируемая дата проведения периодической оценки устанавливается
органом по сертификации в Программе работы органа по сертификации и размещается на Интернет сайте РУП «Брестский
ЦСМС» по адресу «Услуги/ Сертификация систем менеджмента».

Периодичность проведения плановой периодической оценки определяет орган по сертификации в соответствии с программой
аудитов, но не реже одного раза в 12 месяцев. Дата первой плановой периодической оценки сертифицированной системы
менеджмента устанавливается не позднее чем через 12 месяцев и не ранее чем через 9 месяцев после принятия решения о
выдаче сертификата соответствия.

Для проведения периодической оценки организация-владелец сертификата соответствия на систему менеджмента
предоставляет в орган по сертификации исходную информацию, включая информацию об изменениях в документах системы
менеджмента. О сроках и составе предоставляемой исходной информации орган по сертификации письменно уведомляет
организацию-владельца сертификата на систему менеджмента.

По результатам аудита при периодической оценке системы менеджмента орган по сертификации в течение 10 рабочих дней
после проведения заключительного совещания предоставляет организации-заявителю письменный отчет по аудиту.

При выявлении несущественных несоответствий, организация-заявитель должна устранить выявленные несоответствия в срок,
не превышающий 60 календарных дней после окончания аудита, и предоставить в орган по сертификации отчет об
устранении несоответствий. Способ проверки результативности корректирующих мероприятий, направленных на устранение
выявленных несоответствий (по представленным документальным свидетельствам или с проведением дополнительного аудита)
отражается органом по сертификации в отчете по аудиту при периодической оценке системы менеджмента.

Внеплановая периодическая оценка сертифицированной системы менеджмента проводится органом по сертификации в
случаях:

  • поступления жалобы на деятельность владельца сертификата соответствия;
  • поступления обоснованной информации о возросших претензиях к качеству и безопасности продукции (работ, услуг) о
    жалобах заинтересованных сторон на деятельность владельца сертификата соответствия;
  • поступления информации о нарушении установленных технических требований, распространяющихся на деятельность
    организации;
  • неправильного использования сертификата соответствия и знака соответствия;
  • существенного изменения процессов и видов деятельности;
  • внесения существенных изменений в документы системы менеджмента, организационную структуру и других изменений,
    которые могут оказать влияние на приемлемость, адекватность и результативность системы менеджмента.

Повторная сертификация

Заявку на повторную сертификацию организация-владелец сертификата соответствия на систему менеджмента подает в орган
по сертификации не позднее чем за 90 дней до окончания срока действия сертификата соответствия. Вместе заявкой
организация предоставляет документы системы менеджмента, исходную информацию и анкету-вопросник.

При повторной сертификации системы менеджмента аудит на первом этапе с посещением организации – заявителя
проводится в случаях:

  • наличия существенных изменений в системе менеджмента;
  • наличия изменений в законодательстве, влияющих на сертифицированную систему менеджмента.

Действия в отношении сертификата соответствия

Орган по сертификации принимает решение о приостановлении или отмене (прекращении) действия сертификата соответствия
в соответствии со статьей 28 Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия техническим требованиям и
аккредитации органов по оценке соответствия».

Орган по сертификации может сократить область действия сертификата соответствия, если область не соответствует
требованиям ТНПА на систему менеджмента.

Решение принимается Советом по сертификации. О принятом решении орган по сертификации письменно уведомляет
организацию-владельца сертификата соответствия.

Информация о приостановлении, отмене (прекращении), сокращении области действия сертификата соответствия с указанием
причин письменно доводится органом по сертификации до сведения организации-владельца сертификата соответствия,
Госстандарта и других заинтересованных сторон, а также до уполномоченной организации, ответственной за ведение
Реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь для актуализации данных в Реестре.

Решение о возобновлении действия сертификата соответствия орган по сертификации принимает по результатам анализа
реализации организацией-владельцем сертификата соответствия корректирующих мероприятий и при подтверждении
устранения нарушений или обстоятельств, послуживших основаниями для приостановления действия сертификата
соответствия.

Рассмотрение жалоб и апелляций

Порядок подачи и рассмотрения жалоб и апелляций органом по сертификации размещен на сайте РУП «Брестский ЦСМС»
в разделе «Сертификация систем менеджмента / Жалобы и апелляции» .

Напишите нам