ул. Кижеватова, 10/1 224001 г. Брест
csm@csmbrest.by
Версия для слабовидящих
Новости
Вернуться к списку новостей

Тахограф автомобильный

05.05.2022

Тахограф – это контрольное устройство, которое устанавливают в кабине для записи скорости, маршрута, режима труда и отдыха водителей. Располагается тахограф, как правило, на приборной панели. Перед началом рабочего периода, необходимо вставить специальную карточку с чипом. Тахографы бывают аналоговые и цифровые. Тахограф – прибор для повышения безопасности движения и обеспечение социальной и правовой защиты водителей.

Поскольку все полученные данные сохраняются на протяжении нескольких месяцев, установка тахографа позволяет проводить комплексный контроль за режимом эксплуатации автомобиля и соблюдением водителем правил безопасного движения, режим труда и отдыха.

Применение тахографа позволяет:

  • повысить безопасность движения;
  • участвовать в перевозках на территории стран СНГ и Евросоюза;
  • обеспечить правовую защиту водителей;
  • объективно рассчитываться с заказчиком перевозок;
  • избежать «левых» рейсов;
  • увеличить ресурс двигателя, шин, тормозных механизмов и автомобиля в целом;
  • оптимизировать маршруты перевозок и графиков движения, по результатам сравнительного анализа записей режимов движения;
  • ввести на автопредприятии объективную систему подсчета заработной платы;

Опыт государств, где применение тахографов является обязательным, убедительно доказывает, что его наличие на автомобиле способствует развитию у водителей навыков безопасного и экономичного управления. Аварийность снижается в среднем в 2 раза.

Что изменилось в правилах использования тахографов

Постановлением Минтранса от 31.03.2022 № 47 (далее – постановление № 47) внесены изменения в порядок использования тахографов на транспортных средствах и технического обслуживания таких устройств.

В частности, внесены изменения:

В «Инструкцию о порядке использования тахографов на транспортных средствах», утв. постановлением Минтранса от 21.02.2008 № 8 (далее – Инструкция). В Инструкции скорректирован п. 3. В результате исключена обязательность соответствия тахографов, которые установлены на транспортном средстве, но не используются для международных автомобильных перевозок, требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, от 01.07.1970 (далее – ЕСТР). К ЕСТР Беларусь присоединилась на основании постановления Совмина от 30.11.1992 № 721. Этим Соглашением предусматриваются требования к контрольным устройствам (тахографам), их установке, проверке, инспекции и ремонту, а также к работе мастерских. Проведенный анализ международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, выявил дополнительные требования по обращению указанной продукции на территории Беларуси.

Ранее в письме Департамента функционирования внутренних рынков ЕЭК от 25.05.2020 № 25-98 было обращено внимание, что в нашей стране требования к тахографам, установленные ЕСТР в отношении международных автомобильных перевозок, распространены и на внутренние перевозки (п. 3 Инструкции № 8 в предыдущей редакции). Вместе с тем в рамках ЕАЭС решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 принят и с 01.01.2015 вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). К объектам технического регулирования этого регламента отнесены тахографы. Пунктом 65 приложения № 10 к ТР ТС 018/2011 установлены обязательные требования к тахографам, перечень которых меньше, чем объем требований, содержащихся в ЕСТР. Согласно п. 2 ст. 53 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 государства – члены Союза обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте ЕАЭС требований к такой продукции. Таким образом, п. 3 Инструкции № 8 приведен в соответствие с положениями законодательства ЕАЭС.

В Постановление Минтранса от 16.06.2010 № 46 (далее – постановление № 46) и утвержденное им «Положение о требованиях к сервисным мастерским, осуществляющим оказание услуг (выполнение работ) по установке, активированию и ремонту цифровых тахографов» (далее – Положение).

В постановлении № 46 установлена новая форма разрешения на оказание услуг (выполнение работ) сервисными мастерскими по установке, активированию и ремонту цифровых тахографов (приложение 6). Такое разрешение будет выдаваться Транспортной инспекцией Минтранса. Пункт 4 Положения дополнен новой частью. В результате сервисным мастерским разрешено вести журнал учета работ с цифровым тахографом в электронном виде с соблюдением норм Закона от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», если у уполномоченного лица мастерской имеется электронная цифровая подпись.

Постановление № 47 вступило в силу с 17.04.2022.

В соответствие с законодательством Республики Беларусь тахограф отнесен к средствам измерения, применяемых при измерениях в сфере законодательной метрологии, поэтому требуется не только проверка его технического состояния и установка параметров в соответствии с ЕСТР, но и государственная поверка тахографа.

РУП «Брестский ЦСМС» проводит данные работы для всех видов тахографов внесенных в Государственный реестр средств измерений. Консультации по организации метрологической оценки, активации и инспекции тахографов Вы можете получить по телефонам: 8(0162) 53-74-10 начальник сектора Пархоц Алексей Алексеевич, 8(0162) 29-01-98 инженер 2-й категории Головий Виталий Ярославович.

Информацию о средствах измерений, допущенных к применению для измерений в сфере законодательной метрологии, можно найти в Государственном реестре средств измерений Республики Беларусь на сайте belgim.by и oei.by.

Время не стоит на месте, появляются новые системы контроля скорости, маршрута, режима труда и отдыха водителей. Об одной из них хотелось бы рассказать ниже.

Онлайн-тахограф.

С 1-го сентября 2022-го года в России планируют начать переход на онлайн-тахографы. По крайней мере, именно с этого числа должен вступить в силу обновленный проект приказа Министерства транспорта, предусматривающий возможность использования как уже привычных тахографов, так и тахографов с функцией передачи данных.

Новые устройства получили свое название благодаря тому, что способны в режиме реального времени – в процессе движения транспортного средства – передавать сведения о нарушении водителем режима труда и отдыха, а также о превышении допустимого скоростного режима. Кроме того, фиксируется и факт активизации блока СКЗИ (средство криптографической защиты информации — это криптопроцессор, который шифрует данные тахографа и записывает их в собственную память) его извлечения или установки и попытка изменения идентификационных данных транспортного средства. Вся информация с онлайн-тахографа поступает в автоматизированную информационную систему «Тахографический контроль».