ул. Кижеватова, 10/1 224001 г. Брест
csm@csmbrest.by
Версия для слабовидящих
Новости
Вернуться к списку новостей

Современные методы управления качеством

02.06.2022

От простых до новейших инструментов управления качеством…

В настоящее время преимущественное положение в мировой экономике, социальном и культурном развитии имеют страны, в которых организовано производство качественной продукции. Под качеством подразумевается степень соответствия совокупности присущих характеристик потребностям или ожиданиям, которые установлены, предполагаются или являются обязательными.

Эффективное управление выпуском конкурентоспособной продукции предполагает планирование, управление, обеспечение и улучшение качества. Разработаны многочисленные инструменты качества.Это многообразие принято делить на следующие три больших класса: простые методы, новые инструменты и новейшие инструменты.

К простым методам относятся следующие инструменты: контрольный листок, гистограмма, метод стратификации (группировки, расслаивания), причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы), диаграмма Парето, диаграмма разброса (рассеивания) и контрольные карты процессов.

Простые методы получили наибольшее распространение ввиду их сравнительной несложности, убедительности и доступности. В своей совокупности эти методы образуют эффективную систему методов контроля и анализа качества. С их помощью может решаться до 95% всех проблем, находящихся в поле зрения производственников.

Один из базовых принципов управления качеством состоит в принятии решений на основе фактов. Наиболее полно это решается методом моделирования процессов с помощью инструментов математической статистики. Однако, современные статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического использования без углубленной математической подготовки всех участников процесса. Союз японских ученых и инженеров собрал воедино семь достаточно простых в использовании наглядных методов анализа процессов. При всей своей простоте они сохраняют связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости — совершенствовать их.

Диаграмма типа 5М рассматривает такие элементы качества, как «человек», «машина», «материал», «метод», «контроль», а в диаграмме типа 6М к ним добавляется элемент «среда».

Применительно к решаемой задаче, для элемента «человек» необходимо определить факторы, связанные с удобством и безопасностью выполнения операций; для элемента «машина» — взаимоотношения элементов конструкции анализируемого изделия между собой, связанные с выполнением данной операции; для элемента «метод» — факторы, связанные с производительностью и точностью выполняемой операции; для элемента «материал» — факторы, связанные с отсутствием изменений свойств материалов изделия в процессе выполнения данной операции; для элемента «контроль» — факторы, связанные с достоверным распознаванием ошибки процесса выполнения операции; для элемента «среда» — факторы, связанные с воздействием среды на изделие и изделия на среду.

Контрольные листки могут применяться как при контроле по качественным, так и при контроле по количественным признакам.

Гистограммы — один из вариантов столбчатой диаграммы, отображающий зависимость частоты попадания параметров качества изделия или процесса в определенный интервал значений от этих значений.

Диаграммы разброса представляют из себя графики, которые позволяют выявить корреляцию между двумя различными факторами.

Анализ Парето получил свое название по имени экономиста Вилфредо Парето, который показал, что большая часть капитала (80%) находится в руках незначительного количества людей (20%). Анализ Парето — «универсальный» принцип, который применим во множестве ситуаций, и без сомнения — в решении проблем качества. Отмечено «универсальное» применение принципа Парето к любой группе причин, вызывающих то или иное последствие. Анализ Парето ранжирует отдельные области по значимости или важности и призывает выявить и в первую очередь устранить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем (несоответствий).

Анализ Парето как правило иллюстрируется диаграммой Парето, на которой по оси абсцисс отложены причины возникновения проблем качества в порядке убывания вызванных ими проблем, а по оси ординат — в количественном выражении сами проблемы, причем как в численном, так и в накопленном (кумулятивном) процентном выражении.

Новые инструменты управления качеством содержат следующие методы: мозговая атака, диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма (таблица качества), стрелочная диаграмма, поточная диаграмма, матрица приоритетов.

Эти инструменты позволяют решать проблемы управления качеством при анализе фактов, представленных не в численной, а в какой-либо другой форме, например, в виде словесных описаний, и именно эти инструменты получили название «восемь новых инструментов управления качеством».

Восемь новых инструментов являются частью методологии решения проблем, рассматриваемой в теории TQM (всеобщее управление качеством). Эти инструменты наиболее успешно могут быть использованы в рамках групповой работы в командах, создаваемых в организациях для поиска и выработки решения проблем качества.

Сбор исходных данных для новых инструментов управления качеством обычно осуществляют с применением так называемых «мозговых атак». После проведения мозговой атаки собранные данные анализируют, группируют и, на основе их использования, составляют различные диаграммы в соответствии с рекомендациями для рассматриваемых новых инструментов управления качеством.

К новейшим инструментам управления качеством относят следующие методы: развертывание функции качества (QFD-анализ), бенчмаркинг (методология реперных точек), анализ форм и последствий отказов (FMEA-анализ), анализ деятельности подразделений, система «Ноль дефектов», система «Точно вовремя», функционально-стоимостной анализ.

Большинство инструментов основано на анализе численных данных, что вполне соответствует принципу менеджмента качества: «Принятие решений, основанных на фактах».

Сегодня инструменты менеджмента применяют в основном передовые организации Брестской области, так как они уверены, что в условиях жесткой конкуренции нет другой альтернативы быстро и убедительно показать партнёрам и другим участникам делового бизнеса, что их организации стабильно выпускают качественную и конкурентоспособную продукцию.

Управление качеством – это комплексный и целенаправленный процесс, затрагивающий всю структуру организации – начиная с назначения на должность и заканчивая продажей готовой продукции. Использование инструментов менеджмента на предприятии помогает выработке практических навыков анализа и управления качеством при производстве продукции или оказании услуг. Наиболее полный и всесторонний анализ качества обеспечивается, когда учтены все свойства анализируемого объекта на всех этапах его жизненного цикла: при изготовлении, транспортировке, хранении, применении, ремонте, техническом обслуживании.

Комплексное применение организациями различного рода современных инструментов управления качеством – самый успешный путь к новым достижениям и победам. Однако внедрение современных инструментов менеджмента идет тяжело и недостаточно быстро, а иногда присутствует и формальный подход. К тому же надо учитывать и еще один немаловажный факт, что эти инструменты, как правило, не дают мгновенный результат. Выгоды от их внедрения проявляются через определенный период времени, и не всегда их легко идентифицировать. Например, применение методики FMEA «Анализ видов и последствий потенциальных отказов» наступает примерно через два года после полноценного начала ее использования в организации. Появление выгод только в среднесрочной перспективе очень часто значительно снижает желание и мотивацию у руководителей заниматься новациями в области менеджмента.