Особенности ведения учета мобильных источников выбросов загрязняющих веществ и порядок отбора проб и проведение измерений выбросов автотранспорта
Мобильные источники выбросов — это транспортные средства и самоходные машины, работа двигателей которых сопровождается выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Такое определение содержится в пункте 11 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 16.06.2008 № 2-З (в редакции Закона от 17.07.2023 № 295-З).
Согласно статье 13 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 года № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции от 23 января 2024 года), мобильные источники выбросов подразделяются на несколько категорий. К ним относятся:
• механические транспортные средства, за исключением тех, которые приводятся в движение исключительно электродвигателями;
• железнодорожные транспортные средства, кроме электровозов;
• воздушные суда;
• морские суда, суда внутреннего и смешанного (река – море) плавания, а также маломерные суда;
• самоходные машины.
Кроме того, механические транспортные средства классифицируются по экологическим классам. Указанные классы устанавливаются в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза.
Учет выбросов от мобильных источников важен как с точки зрения экологического контроля на предприятии, так и в рамках исполнения природоохранного законодательства. Согласно пункту 28 постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.12.2022 № 32-Т (в редакции от 01.03.2025), юридические лица, на балансе которых находится 25 и более транспортных средств, обязаны вести соответствующий учет в журнале ПОД-4 (форма приведена в приложении 10 к указанному постановлению).
Что подлежит учету?
Учет ведется в двух направлениях:
1. Количество транспортных средств, разделённых по типам используемого топлива: бензин, дизельное топливо, газовое топливо, а также комбинированное питание (бензин + газ). Эти данные отражаются в таблице 1 журнала ПОД-4.
2. Индивидуальные характеристики каждого транспортного средства — с указанием государственного регистрационного номера и марки. Данные вносятся в таблицу 2 журнала ПОД-4, с учетом следующих параметров:
• для бензиновых автомобилей: экологический класс, категория ТС, пробег;
• для газовых: год выпуска, вид топлива, наличие системы нейтрализации, рабочий объём двигателя;
• для дизельных: экологический класс, наличие турбины, пробег.
Производственные наблюдения за выбросами автотранспорта
Мобильные источники выбросов относятся к объектам производственных наблюдений. В соответствии с пунктом 6 Инструкции, утвержденной постановлением Минприроды от 11.10.2013 № 52, такие наблюдения являются частью общего экологического контроля на предприятии.
Порядок отбора проб и проведения измерений регулируется пунктом 126 постановления Минприроды от 18.07.2017 № 5-Т (в редакции от 12.02.2025). Частота проведения измерений зависит от общего количества транспортных средств:
• от 25 до 50 единиц – не реже одного раза в 5 лет;
• от 51 до 100 единиц – не реже одного раза в 3 года;
• более 100 единиц – не реже одного раза в год.
Кроме плановых проверок, измерения выбросов проводятся и внепланово, например, при возвращении транспортных средств в эксплуатацию после капитального ремонта, технического обслуживания, регулировки или замены элементов, влияющих на состав отработанных газов.
Имея подготовленных в этой области специалистов, мы поможем Вам разобраться в требованиях законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Дополнительную информацию можно получить в отделе систем менеджмента по телефону +375 162 58 08 69.